начало   о компании   магазины   купить карту   новости   вопросы и ответы  
руководство по пользованию регистрация личный кабинет напишите нам

   WAP стремится ко второму рождению Назад |

У технологии WAP в момент ее создания недостатков было больше, чем достоинств, поэтому среди массовых пользователей WAP так и не стала популярной. Однако разработчики WAP не хотят складывать оружие и продолжают совершенствовать свое изобретение. Теперь они продвигают WAP не как универсальную, а как нишевую технологию

Первая попытка компьютерных и телекоммуникационных компаний предложить рынку технологию мобильного Интернета с треском провалилась.

В конце 1990-х WAP была одной из главных «фишек» в продвижении новых телефонов. Производители мобильных телефонов снабжали новые модели «клавишами быстрого доступа к Сети», подчеркивая, что эти телефоны готовы к работе в режиме мобильного Интернета. Производители средств связи предвещали технологии WAP большое будущее. Они полагали, что именно мобильный телефон, а не персональный компьютер вскоре станет основным средством доступа в Интернет. Однако жизнь распорядилась по-другому.

Печальная судьба одной иллюзии

Большинство современных мобильных телефонов поддерживают WAP, услуги на основе WAP ввели многие операторы мобильной связи. Но приверженцев у этой технологии очень мало. По оценкам специалистов, во всем мире мобильным Интернетом пользуются не более 2% абонентов сетей GSM - около 14,5 млн человек.

Вместе с производителями средств связи и компьютерными компаниями ошиблись и операторы Интернет-рынка. Менеджеры Интернет-компаний видели в WAP возможность расширить функциональность веб-сайтов и привлечь к ним более широкую аудиторию. Именно в таком ключе операторы рассказывали о новой технологии инвесторам. Те, в свою очередь, принимали рассказы о возможностях WAP на веру. В реальности WAP не смогла заметно расширить аудиторию Интернета и не позволила операторам Интернет-рынка получить дополнительные доходы.

Более того, и «старые» способы получения доходов в Интернете плохо сочетались с технологией WAP. Например, возникли трудности у тех, кто хотел создать WAP-версии платных сайтов. Для этого требовалось разработать специальное программное обеспечение. Но заниматься всерьез созданием программ, регулирующих платный доступ к массивам информации, никто не хотел. Игра не стоила свеч, поскольку технологией WAP заинтересовались лишь очень немногие пользователи мобильной связи.

Еще меньше WAP подходит для получения доходов от рекламной деятельности в Интернете. На маленьком экране телефона нет места даже для текстовой рекламы, не говоря уже о баннерах.

Скромные графические возможности WAP затруднили использование этой технологии и в электронной торговле. При помощи WAP можно делать покупки, однако пользователи не спешили приобретать товары, которые нельзя было толком разглядеть на экране.

К тому же и сама покупка товаров через WAP влетала пользователю в копеечку. При соединении с WAP-сайтом телефон в сети GSM занимает канал на все время сеанса. Поэтому операторы устанавливают на WAP такие же тарифы, как и на местную мобильную связь. Правда, если пользователь читает WAP-страницу больше определенного времени (у разных операторов лимит составляет от 30 секунд до минуты), то связь автоматически разрывается. Это делается в интересах пользователя, чтобы не «накручивался счетчик», и при просмотре следующей страницы связь с сервером восстанавливается автоматически. Чтение одной страницы WAP-сайта в итоге стоит столько же, сколько исходящий звонок по мобильному телефону длительностью в одну-две минуты. Неудивительно, что пользователи для получения нужной информации предпочитают звонить в колл-центр, а не путешествовать по WAP-сайтам.

Спасательный круг

На технологии WAP можно было бы поставить крест, если бы в 1997 году не появилась технология GPRS. По прогнозу исследовательской компании Analysys, к концу 2003 года в Европе число пользователей GPRS может достигнуть 40 млн. человек. Кроме очень высокой скорости передачи данных GPRS имеет еще одно преимущество: эта технология позволяет чрезвычайно экономно использовать каналы связи: они бывают заняты только в момент передачи или получения данных (когда же пользователь просто «висит» на сайте, не посылая запросов, канал свободен). Операторы связи в данном случае ведут тарификацию не по времени, а по объему передаваемой информации. Поэтому доступ к информации довольно дешев.

Создатели WAP увидели в GPRS палочку-выручалочку и принялись адаптировать свое изобретение к широкополосному доступу. Операторы эту идею поддержали. В Европе операторы GSM предлагают доступ к WAP-сайтам через GPRS по цене 6 - 9 USD в месяц. В России ВымпелКом предоставляет аналогичные услуги за 3 USD в месяц без учета НДС (этот тариф действует до конца 2002 года). В итоге посещение WAP-сайта обойдется пользователю гораздо дешевле, чем звонок в колл-центр, а значит, один из барьеров, препятствующих широкому использованию WAP в мобильном электронном бизнесе, преодолен.

Тем временем производители бьются над решением и других задач, мешающих прикладному использованию WAP, в частности, над проблемой скудных графических возможностей технологии. По мере появления телефонов с цветным дисплеем графика WAP-сайтов становится более выразительной.

Кроме того, производители стараются подтянуть WAP до уровня «большого» Интернета и по другим направлениям. Крупнейший производитель программного обеспечения для мобильных телефонов, компания Openwave (ее программы для просмотра WAP-сайтов установлены на 70% мобильных телефонов, поддерживающих WAP), в конце сентября 2002 года представила новую версию WAP-браузера. Благодаря этой программе пользователь WAP, как и пользователь «большого» Интернета, может сохранять страницы с иллюстрациями в памяти телефона для последующего просмотра в режиме офф-лайн.

Знай свое место

Крушение иллюзий пошло на пользу сторонникам WAP. Теперь они позиционируют WAP не как универсальную технологию, а как средство для решения конкретных прикладных задач. Например, в апреле 2002 года Lufthansa ввела в эксплуатацию в киевском аэропорту Борисполь новую систему регистрации своих пассажиров. Теперь они могут зарегистрироваться при помощи мобильного телефона, поддерживающего WAP. По мнению генерального директора Lufthansa на Украине Антонио Куоко, это решение позволит авиакомпании ускорить обслуживание пассажиров и повысить его качество.

Другой пример нишевого использования WAP - запуск «ВымпелКомом» весной 2002 года многопользовательских WAP-игр (совместный проект сотового оператора и компании «Никита»). Оператор надеется получить благодаря WAP более высокий трафик, а также привлечь новых пользователей - людей, постоянно играющих в онлайновые игры.



Источник: Компания