начало   о компании   магазины   купить карту   новости   вопросы и ответы   о нас пишут  
руководство по пользованию регистрация личный кабинет напишите нам

   Российско-белорусские "Мобильные ТелеСистемы" Назад |

Вчера в Минске официально заработала сотовая сеть российско-белорусского предприятия "Мобильные ТелеСистемы" - "дочки" одноименной российской компании. МТС избрала в Белоруссии сверхагрессивную ценовую политику: ее тарифы в среднем на 30 - 40% ниже тарифов главного конкурента - компании "Мобильная цифровая связь", работающей под маркой Velcom. Тем не менее обеспечить высокие темпы продаж МТС на первых порах вряд ли удастся. Подавляющее большинство белорусских сотовых дилеров не имеют права с ней сотрудничать - таковы условия дилерских договоров с Velcom. Совместное общество с ограниченной ответственностью "Мобильные ТелеСистемы" (СООО "МТС") было учреждено в апреле 2002 г. белорусским республиканским унитарным предприятием "Междугородная связь" (ему принадлежит 51% уставного капитала) и российским ОАО "МТС" (49% уставного капитала). Одновременно СООО "МТС" получило лицензию на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM 900/1800 на территории Республики Беларусь. По условиям тендера ОАО "МТС" получило право приобрести 49% совместного предприятия за $10 млн под обязательство инвестировать в нее $215 млн в течение 10 лет. Кроме этого, ОАО "МТС" заплатило $5 млн за лицензию и обязалось начиная с 2003 г. внести $6 млн в Фонд развития высоких технологий при Минсвязи Белоруссии. До конца 2002 г. инвестиции ОАО "МТС" в сеть СООО "МТС" составят $50 млн.

Сеть белорусской МТС работает на территории Минска и вдоль участка трассы Москва - Брест в Смоленской области. МТС в спешке устанавливает новые базовые станции - утром в день открытия их было 20, а к вечеру того же дня стало 22. По словам первого вице-президента ОАО "МТС" Михаила Сусова, до конца года в республике планируется установить 150 базовых станций.

До прихода МТС в Белоруссии работали два оператора мобильной связи - СП ООО "Белсел" (стандарт NMT-450) и СООО "Мобильная цифровая связь" (Velcom, стандарт GSM 900). В обоих белорусскому государству также принадлежит по 51%. "Белсел" обслуживает около 20 000 абонентов, Velcom - чуть более 200 000 абонентов.

Пока сотовая связь в Белоруссии - удел состоятельных людей. По данным аналитика компании J'son & Partners Антона Погребинского, в 2001 г. средний доход с одного абонента у белорусских операторов составил $39. Для сравнения - у МТС в Санкт-Петербурге этот показатель составляет $14.

Возможно, поэтому белорусский сотовый рынок остается малонасыщенным - учитывая, что население республики составляет 10 млн человек, проникновение сотовой связи чуть превышает 2%. Так что, несмотря на низкую платежеспособность белорусов, этот рынок весьма перспективен. МТС завоевывает его наиболее очевидным путем - с помощью демпинга. При этом вслед за конкурентами МТС сделала все входящие звонки бесплатными. По словам директора ОАО "МТС" по связям с общественностью Кирилла Масленцина, в компании ожидают, что в 2002 г. средний доход с одного белорусского сотового абонента составит всего $16 - 19.

Большого наплыва белорусских абонентов не ожидается - минский коммутатор МТС пока имеет емкость всего на 100 000 абонентов. "Очевидно, что МТС не преследуют цель заработать на белорусском рынке. Они просто хотят сделать непрерывную "сотовую связку" между Россией и Европой", - полагает Погребинский. Его вывод подкрепляет официальное заявление МТС, в котором говорится, что компания в первую очередь будет устанавливать базовые станции вдоль трассы Москва - Брест.

Руководители Velcom не стали комментировать запуск конкурирующей сотовой сети. Как пояснила пресс-секретарь Velcom Ирина Бигдай, компания еще не определилась, как реагировать на демпинговую политику МТС. Velcom имеет по крайней мере два преимущества перед новорожденным конкурентом - существенно большее сетевое покрытие (на территории работы сети Velcom проживает 70% населения Белоруссии) и разветвленную дилерскую сеть. Причем последнее преимущество может стать очень болезненным для МТС.

"Увы, пока нам запрещено работать с МТС, хотя мы и хотели бы этого", - говорит Ольга Хомич, менеджер отдела продаж минского сотового дилера "Мобилком". "Когда Velcom была фактическим монополистом, мы были вынуждены идти на эти условия. Сейчас нам трудно перестроить бизнес под МТС, разорвав отношения с Velcоm", - вторит ей менеджер "Линкбелтелекома" Александра Лопатина. К тому же, по словам дилеров, комиссия за подключение абонентов у Velcom немного выше, чем у МТС, что также не стимулирует их разрывать отношения со старым партнером.

На первых порах МТС удалось организовать продажи лишь в 15 торговых точках дилеров. Дилеры Velcom владеют 97 точками. Поэтому желающие подключиться к МТС минчане устроили около немногочисленных пунктов продаж этого оператора настоящее столпотворение. "Мы такого даже не ожидали. С самого утра у наших дверей стоит очередь", - говорит Евгений Ленчевский, менеджер по коммерции "Вестком", одного из дилеров МТС.



Источник: Ведомости