Карты рассрочки являются одной из разновидностей кредитных карт. Механизм работы – схожий. Банк размещает на балансе карты средства (кредитный лимит), которые могут расходоваться клиентом по назначению. При этом карты рассрочки без процентов стали стандартным продуктом, а не просто маркетинговым шагом.
Разница здесь заключается в том, что, во-первых, такие карты могут использоваться клиентом бесплатно – без начисления процентов. Во-вторых, покупки по таким картам делать намного удобнее, так как цена приобретенного товара разбивается на несколько равных частей. Каждая из этих частей вносится клиентов в пределах определенного периода.
Алгоритм работы всех карт рассрочки практически полностью сходится. Такие карты более доступные, чем кредитные – их проще оформить, так как они рассчитаны в основном на покупки в пределах партнерской сети банка. Окончательный лимит утверждается банком после анализа благонадежности клиента. Процесс происходит следующим образом:
С момента получения карты держатель может за счет установленного лимита совершать безналичные покупки. В доступном виде смысл предоставления беспроцентной рассрочки объясняется так: банк заключает договоренность с определенной торговой сетью. В этой сети клиенты банка (держатели карты рассрочки) могут приобретать товар за его номинальную цену, и возвращать стоимость банку без начисления на нее процентов.
Выгода кредитной организации складывается из амортизационных отчислений со стороны компании-партнера, которая повышает количество реализуемого товара и, как следствие, прибыли. Держатель карты здесь не проигрывает ни в чем.
Если речь идет о компании-партнере, на каждой товарной позиции должна быть указана номинальная цена товара + количество месяцев рассрочки. Если товарная позиция не содержит ценника с условиями рассрочки, то, значит, что покупка с применением карты не может быть совершена. Срок рассрочки указывается здесь же – на товарном ценнике.
К примеру, единица бытовой техники стоит 5000 рублей с условиями предоставления рассрочки на 5 месяцев. Если сумма должна вноситься равными платежами, то здесь клиенту придется заплатить 5 раз по 1000 рублей – по одному платежу в месяц. То есть, клиент не переплачивает ничего ни магазину, ни банку. Некоторые товары могут предполагать и более длительную рассрочку, так как здесь все зависит от суммы покупки.
Если условия по карте будет позволять, то покупки на крупные суммы разбиваются на год или более длительный срок.
Если рассрочка предусматривается на 12 месяцев, но клиент может погасить задолженность досрочно, он может это сделать в любой удобный для него срок. Внесение минимального платежа – стандартное требование, которое необходимо выполнять обязательно. Никто и ничто не мешает клиенту погасить задолженность, к примеру, на следующий день после покупки. Но в любом случае, сумма покупки всегда будет одной, без начисления процентов, если не допускается просрочка.
Те, кто еще не обзавелся картой рассрочки, скептически относятся к этому продукту в целом. Отсутствие начисления процентов рассматривается гражданами в виде банковской уловки. Выгода банка в любом случае должна быть, поэтому если проценты реально не начисляются, значит, клиент теряет в чем-то другом.
Скептицизм людей совершенно оправдан, так как полного доверия банкам у граждан пока нет. Здесь важно понимать смысл предоставления рассрочки магазином. При использовании карты, покупатель приобретает товар, за который магазин получает оплату от банка сразу. Процесс аналогичен обычному кредиту на мебель, к примеру. Но в данном случае банк оплачивает товар, но начисляет проценты на выделенную сумму на покупку.
Также интерес банка здесь заключается в следующем:
Прибыль, как отмечалось, складывается из отчислений с прибыли магазина, и с возможных просрочек, допущенных клиентом. При нарушении условий выплаты на сумму пропущенного платежа будет начисляться пеня, размер которой устанавливается банком.
Так же следует помнить, что выпуском карт рассрочки занимаются достаточно известные российские банки, один из которых (Альфа-Банк) традиционно входит в ТОП-10 кредитных организаций России. Такие большие организации не могут вводить своих клиентов в заблуждение, поэтому искать какой-то подвох в процессе использования продукта – нет смысла.